Краткий обзор теории личности



 Краткий обзор предлагаемой теории личности.

Я неоднократно читал в книгах и статьях западных астрологов и слышал при личном контакте с ними фразу «a chart is a map». Натальная карта – это географическая карта. Речь идет о географии внутреннего мира. Красиво звучит и воспринимается как удачная поэтическая метафора. Однако, пытаясь обобщить мысли, которые приходили мне на ум по поводу вышеуказанных эпизодов, (См. «История и траектория…»), я понял, что это не только метафора. Несколькими астрологами уже предпринимались попытки соотнести два момента – локализацию ведущих планет в картах известных психологов и теории личности, которые они создавали. И эти попытки, при всем их откровенно упрощенческом характере, были частично успешны. Мы уже заметили, (См. «История и траектория…»), что ребенок в процессе личностного взросления проходит через различные этапы развития. Эти этапы описываются с одной стороны ключевыми словами астрологических домов в порядке возрастания номера, а, с другой стороны, каждый этап соответствует картине мира, характерной для определенной теории личности. Следующий шаг в развитии этой идеи – можно предположить, что какая-то важная точка карты, (точка сборки?), как бы, движется с течением времени по системе астрологических домов, (начиная с первого дома, и далее, в порядке возрастания номера), и место ее нахождения определяет и основные характеристики картины мира ребенка и структуру его личности. А с этими характеристиками связана и теория личности, которая в актуальной фазе развития ребенка наиболее применима к нему.

А что, если речь может идти не только о ребенке? И не только о течении времени? Может быть, любой человек, независимо от возраста, в каждый момент времени как-то расположен относительно системы домов в этом, глобально-мировоззренческом смысле. И, следовательно, его картину мира, актуальную внутреннюю структуру и, соответственно, возможный набор оптимальных и эффективных психотерапевтических методик определяет не вся его карта, а какая-то ее часть? Например, один-два дома, причем, не обязательно идущие подряд. 


Если это так, мы получаем две новые возможности. Во-первых – инструмент, позволяющий ориентироваться в этом, поистине, Вавилонском столпотворении, психологических подходов и теорий, увидеть “систему в этом безумии”. При этом весь огромный арсенал методик и практик, наработанный психологией XX века, остается в доступе. И, во-вторых – появляется возможность разработки новых приемов и методов с использованием нового инструмента. Рассмотрим эти две возможности подробнее.


Взгляд назад. Способ ориентации в том, что уже есть.

На протяжении ХХ века было создано большое количество разнообразных направлений в психологии, но при всех различиях история каждого терапевтического подхода примерно одинакова. Сначала это бурный рост его популярности, у автора новой практики все больше успехов в терапии. А с течением времени оказывается, что далеко не ко всем клиентам так уж успешно применима эта практика. И появляются новые теории личности и новые, вытекающие из них, практики. История практической психологии, по сути, представляет собой возникновение, нарастание популярности и, если не забвения, то, по крайней мере, некоторого ухода в тень, очередной теории личности. Роберт Фрейджер и Джеймс Фэйдимен в предисловии к своей книге «Личность и личностный рост» отмечают, что споры о том, какая из теорий истинна, часто напоминают известную притчу о слепцах и слоне. Когда тот или иной слепой ощупывает какую-то часть слона, то предполагает, что именно она является ключом ко всему внешнему виду животного. В оригинальной версии этой притчи слепые люди были философами, которых один мудрый царь (вероятно, уставший от их ученых споров) послал на погруженный в темноту скотный двор. Каждый философ настаивал, что его ограниченный опыт и теория, основанная на этом опыте, являются истиной в последней инстанции. Эта тенденция до сих пор обнаруживается среди создателей современных теорий личности.


Так вот, предлагаемая «астрологическая» теория личности дает возможность увидеть слона "целиком". При этом оказывается, что все слепцы были правы, но каждый очень частично, со своей точки зрения. Становится хорошо видно, что «слон-как-целое» удивительно не похож ни на один свой отдельный орган.


Взгляд вперед. Новый инструментарий терапевта, который не виден

и не формулируется на частных языках любой отдельной теории личности.
Здесь придется разбираться отдельно по каждому подходу. Посмотрим на примере нескольких направлений, которые я назвал бы «множественные теории личности». Это теории, согласно которым психика состоит из отдельных частей – их можно называть субличностями, внутренними частичными фигурами, ролями, ложными личностями и т.п. А направления в практической психологии – это трансактный анализ, гештальттерапия, психосинтез, возможно, психодрама, и др.


Эти теории согласны друг с другом в том, что все сюжетные перипетии, происходящие здесь-и-теперь, являются вторичными. Они построены по образу и подобию исходных сюжетов и ролей, происшедших и проинтерпретированных там-и-тогда. Обычно – или при рождении, или в детстве, иногда позже, но всегда в условиях интенсивного, даже травматически сильного переживания. В этих теориях исходный механизм психики – трансфер. Он обеспечивает процесс построения нынешних сюжетов из материала прошлого опыта. Ст. Гроф называет этот материал СКО – система конденсированного опыта.


Предлагаемая «астрологическая» теория личности дает возможность увидеть, что весь субличностный набор присутствует в структуре натальной карты. И, следовательно, есть основания рассчитывать, что астрологический анализ карты с точки зрения множественных теорий личности позволяет консультанту еще до встречи с клиентом, освоиться с полем возможных частичных фигур. И, что важнее, появляется возможность применить чисто астрологические способы и инструменты: гармонические аспекты планеты, инициирующей проблемную субличность, транзитные, дирекционные, прогрессионные аспекты, гармонизующие или напрягающие натальную ситуацию и т. д.



 


        


 


 

Comments